История бренда: Jaeger-LeCoultre
История бренда: Jaeger-LeCoultre
Одно из главных действующих лиц в истории создания швейцарских часов класса люкс, компания Jaeger-LeCoultre за более чем 180 лет существования сумела найти идеальный баланс между природой и культурой, традициями и инновациями, бурным развитием производства и бережным отношением к окружающей среде, международным признанием и сохранением национального характера своей продукции.
История Jaeger-LeCoultre началась в 1833 году, когда талантливый часовщик-самоучка Антуан ЛеКультр (Antoine LeCoultre) открыл небольшую часовую мастерскую. К тому времени на счету швейцарского самородка уже было, пожалуй, одно из главных его изобретений – станок для изготовления часовых шестерен, за которым вскоре последовал десяток других иновационных решений, а затем и сотня различных патентов, каждый из которых еще больше укрепил непоколебимую славу швейцарца как настоящего мастера своего дела. Маленькая часовая мастерская в долине Валле-де-Жу росла так быстро, что сами швейцарцы прозвали ее «la Grande Maison» (фр. «Большой Дом»). К 1888 году в штате компании насчитывалось около 500 часовых мастеров, инженеров и дизайнеров.
За 180 лет существования в мастерских Большого Дома создано более 1200 различных калибров и оформлено около 400 заявок на патенты. В часовой коллекции компании насчитывается множество мировых премьер, в число которых входят настоящие легенды часового мира: модели Reverso, Duoplan, Memovox, Polaris, Gyrotourbillon 1 и Gyrotourbillon 2, Duomètre и уникальные настольные часы Atmos, механизм которых заряжается от колебаний температуры.
Ле Сентье
На первый взгляд ничто не предвещало того поворота событий, который превратил Валле-де-Жу в крупнейший центр по производству часовых усложнений. Затерянная на высоте 1 000 метров, вдали от всех торговых путей, окруженная непроходимыми из-за бесконечной зимы перевалами долина жила по законам климата, считавшегося одним из самых негостеприимных на всей территории юго-восточной части Юрских гор. Однако именно суровые климатические условия подстегивали развитие творческого потенциала местных жителей, предопределив тем самым судьбу региона.
Корни Jaeger-LeCoultre тесно переплетаются с историей этого края. Начиная с 16 века, представители семейства ЛеКультр волей судьбы играли в Валле-де-Жу роль первопроходцев. Одним из таких пионеров был просвещенный гугенот Пьер ЛеКультр (Pierre LeCoultre;1530 – около 1600), бежавший от религиозных гонений в родной Франции, и в 1558 году получивший желанный статус гражданина Женевы. Однако неспокойному духу ЛеКультра, жаждавшему новых приключений, кальвинистская Женева вскоре показалась тесной, и уже через год предок Антуана ЛеКультра обосновался в Валле-де-Жу, где до него были лишь густые леса - территория медведей и волков. Здесь ЛеКультр занялся строительством домов, земледелием и животноводством. Множество жизненных перипетий, выпавших на долю француза, не помешало ему пустить здесь корни. Сын Пьера ЛеКультра окончательно закрепится на этой территории, построив в 1612 году храм, с которого и начнется история деревни Ле Сентье.
Основатель «Большого дома»
Десятый представитель швейцарской ветви семьи ЛеКультр и будущий основатель Большого Дома, Антуан ЛеКультр (Antoine LeCoultre; 1803-1881) с малых лет отличался предприимчивым и дальновидным характером. В семейной кузнице в родном Ле Сентье Антуан ЛеКультр постигает тайны металлургии. Вместе с отцом он создает новые сплавы, совершенствует вибрирующие пластины музыкальных шкатулок и закладывает основы производства бритв. Постоянное стремление к саморазвитию и желание применить накопленные теоретические знания на практике помогли ему открыть для себя благороднейшее из искусств: искусство создания механических часов.
В 1833 году вслед за изобретением станка для изготовления часовых шестерен, Антуан ЛеКультр открывает свою первую мастерскую, с которой начнется богатая история мануфактуры Jaeger-LeCoultre. Год за годом мастер упорно осваивал навыки, необходимые для создания собственного часового механизма, приближаясь понемногу к воплощению в жизнь того, что он называл своим «примитивным планом». Параллельно ЛеКультр оттачивал свой талант изобретателя, создавая многочисленные станки и инструменты, которые порой превосходили по точности измерительные приборы того времени. Антуану ЛеКультру, в частности принадлежит идея создания Миллионометра (1844) – первого в истории инструмента, способного измерять расстояния длиной в микрон. В 1847 году его революционный ремонтуар стал первой надежной системой, позволившей заводить часы и настраивать время без использования традиционного заводного ключа.
В 1866 году маленькая мастерская Антуана ЛеКультра становится не просто часовой мануфактурой, а первой полноценной мануфактурой в регионе. В то время, когда часовые мастера работали в «домашних» мастерских, Антуан ЛеКультр вместе с сыном Элией (1842 - 1917), который по примеру отца также стал часовщиком, унаследовав его талант изобретателя, отважились перевернуть устоявшиеся традиции производства часов, объединив в специалистов из разных областей под одной крышей. Собранные в одну команду, мужчины и женщины теперь могли делиться секретами мастерства и свободно обмениваться опытом. Следствием такого симбиоза талантов из различных направлений стала частичная механизация производства.
К 1888 году штат мануфактуры вырос до 500 человек. В Валле-де-Жу его теперь называли не иначе, как « la Grande Maison », т.е. «Большой дом». Творческий потенциал мастеров Дома просто ошеломляет. В период с 1860 по 1900 годы, из стен мануфактуры вышло более 350 различных калибров, причем половина из них содержала разного рода усложнения: 99 различных репетиров (66 из них минутные), 128 хронографов, 33 калибра объединивших хронограф и репетир в одно целое. В конце XIX века мануфактура наладила производство так называемых больших усложнений, т. е. часов, механизм которых был снабжен сразу тремя традиционными усложнениями: вечным календарём, хронографом и минутным репетиром.
Когда LeCoultre встретил Jaeger
В 1903 году среди швейцарских часовщиков прошел слух: официальный поставщик парижского морского флота Эдмон Жежер (Edmond Jaeger) бросает вызов швейцарским мастерам, ища среди них того, кто смог бы изготавливать ультратонкие калибры, созданные по его задумке. Правнук основателя «Большого Дома» Жак-Давид ЛеКультр (Jacques-David LeCoultre), который в то время был директором производства в компании LeCoultre & Cie, принял дерзкий вызов парижанина. Из этого сотрудничества, которое со временем перерастет в крепкую дружбу, родится одна из самых неординарных коллекций ультратонких часов. В рамках этой коллекции будут выпущены самые тонкие в мире часы, оснащенные калибром LeCoultre 145 (толщина 1,38 мм), а эта история станет отправной точкой для целой череды открытий в области создания наручных часов и положит начало компании, с 1937 года известной под названием Jaeger-LeCoultre.
Сегодня мы часто забываем о том, что наручные часы поначалу столкнулись с крайне негативной реакцией со стороны мужчин. В начале ХХ века представители сильной половины человечества попросту игнорировали этот предмет роскоши, полагая, что он навсегда останется исключительно женским аксессуаром. Часовщики боязливо отступали перед сложностями, которые влекло за собой изготовление наручных моделей часов: миниатюрные размеры деталей механизма, разработка противоударной системы, водонепроницаемость… Все эти сложные задачи с успехом решал блестящий тандем Жежер-ЛеКультр, в распоряжении которого находился штат лучших часовых мастеров.
Исследования в области дизайна и часовой инженерии привели к созданию целой серии сложных калибров с утонченной отделкой, элегантно повторявших изящные пропорции миниатюрных часовых корпусов.
Первые легенды Jaeger-LeCoultre
В 20-30-е годы, когда на пике популярности был стиль Aрт деко, на свет появились модели Jaeger-LeCoultre, ставшие впоследствии легендами. Всего за несколько лет история часового искусства пополнилась моделями Duoplan (1925), которые позже стали прообразом современных Joailleries 101 , настольными часами Atmos (1928) и знаменитыми на весь мир Reverso (1931), которые компания с успехом выпускает по сей день. Эти часы не просто оставили яркий след в истории швейцарского часового дома, но и с успехом прошли испытание временем, завоевав статус образца часовой классики.
Первая в ряду легендарных моделей, выпущенная в 1925 году модель Duoplan получила свое название, благодаря структуре механизма. В то время в моде были очень маленькие часы, а миниатюрные размеры часто влекли за собой потерю точности хода. Duoplan предлагал простое и гениальное решение этой проблемы, позволившее превратить совершенную с инженерной точки зрения конструкцию в по-настоящему элегантный аксессуар. Механизм модели был двухуровневым (двухплановым), что позволило сохранить большой размер баланса и, соответственно, оптимальную точность хода. Не останавливаясь на полпути, мастера «Большого дома» удивили и дизайном часов, инкрустировав стальной корпус модели бриллиантами.
В 1929 году в семействе Duoplan появился самый маленький в мире механизм – калибр 101. Чтобы понять всю значимость этого события, достаточно вспомнить, что еще со времен средневековья часовые мастера прилагали массу усилий, пытаясь создать как можно более компактный механизм. В 1929 году этой гонке за сверхмалыми размерами пришел конец. Механизм калибра 101 (14 мм в длину, 4,8 мм в ширину, 3,4 мм в толщину) на протяжении многих лет удерживает звание рекордсмена, как самый маленький часовой механизм в мире. Механизм, когда-то состоявший из 74 деталей (сегодня в его составе уже 98 компонентов), собирается и обрабатывается вручную и при этом весит не более 1 грамма.
Представленный в 1928 году швейцарским изобретателем Жаном-Леоном Рейтером (Jean-Léon Reutter), прототип настольных часов Atmos получил огромный резонанс в мировой прессе. Представители международных СМИ наперебой расхваливали изобретение, приблизившее человечество к воплощению мечты о вечном механизме. Мастера Jaeger-LeCoultre вложили в это чудо все свое мастерство, чтобы из разряда прототипов перевести часы в категорию модели класса Высокое часовое искусство.Часы Atmos удивительным образом черпали энергию в малейших колебаниях температуры. Расхождения в 1 градус механизму хватало, чтобы обеспечить себе двухдневный запас хода. При этом Atmos потреблял и потребляет по сей день в 60 миллионов раз меньше энергии, чем электрическая лампочка мощностью всего в 15 ватт.
1931 год отмечен появлением легендарных часов Reverso. Во время деловой поездки в Индию, Сезар де Трей (César de Trey), швейцарский бизнесмен, дистрибьютор Jaeger-LeCoultre, встретил компанию старых друзей, британских офицеров. Будучи большими любителями игры в поло, те бросили де Трею откровенный вызов, спросив его, смогут ли швейцарские часовщики создать часы, способные выдержать все перипетии их любимого вида спорта.
Вернувшись в Швейцарию, де Трей обратился с тем же вопросом к Жаку-Давиду ЛеКультру. Так родились часы Reverso, чье название в переводе с латыни означает «я переворачиваюсь». Одним движением владелец мог перевернуть корпус модели, что позволяло защитить хрупкое стекло циферблата от внезапного удара. Обратная же сторона часов по желанию заказчика могла быть украшена персональной гравировкой. Симбиоз элегантности и спортивного стиля, часы Reverso стали классическим образцом Арт деко, воплотив все основные принципы этого художественного направления: утонченность и изысканность, эстетическая простота и ясность форм, любовь к жизни и ярким событиям.
Славное Тридцатилетие
После второй мировой войны в западных странах начался небывалый экономический и демографический рост, сопровождавшийся массовым переселением людей в города. Три десятилетия прошли под эгидой высокой производительности, упорства и технического прогресса. Компания Jaeger-LeCoultre внесла свою лепту в развитие общества, создав часы для «активного человека», способного изменить мир, как словом, так и делом. Изобретения этого времени касались противоударной и антимагнитной защиты часов, повышения их водонепроницаемости и точности хода, а также разработки и совершенствования таких практичных функций, как будильник, календарь или автоподзавод.
В 1946 году Jaeger-LeCoultre представила свой первый автоматический механизм: калибр 476. С тех пор швейцарская мануфактура не перестает экспериментировать в этой области, внося в конструкции своих механизмов усовершенствования, соответствующие требованиям времени : инерционный груз с амортизирующими упорами, ротором или же инерционным грузом, выполненным из золота, однонаправленный и двунаправленный подзавод, высокочастотные механизмы, керамические шариковые подшипники и т. д.
Больше чем просто часы, Memovox (в буквальном переводе с латыни «голос памяти»), представленные в 1950 году, превосходно отражали стиль делового энергичного и пунктуального человека «славного тридцатилетия». Их безупречный ход задавал ритм всем повседневным делам и срокам их исполнения: подъем, встречи, расписания поездов, время стоянки автомобиля и др. В 1956 году линия Memovox пополнилась мировой премьерой – мануфактурным калибром Jaeger-LeCoultre 815, оснащенным автоподзаводом. За ним вскоре последовала модель Memovox Polaris, которая впоследствии станет символом свободного духа 60-х и послужит главным источником вдохновения при разработке дизайна современных коллекций Master Compressor и AMVOX.
Практичные функции в безупречно точных механизмах
Снабженные множеством практичных функций, часто используемых в повседневной жизни (будильник, автоподзавод, дополнительные часовые пояса и т.д.), модели периода «славного тридцатилетия» – Memovox, Futurematic и Geophysic – предопределили появление линии Master Control. Созданные в 1992 году, часы Master Control знаменуют собой фундаментальный этап в покорении новых рубежей точности хода. Чтобы заслужить название «Master», каждый экземпляр часов должен успешно пройти серию из 6 сложнейших тестов, общая длительность которых составляет 1 000 часов или около 6 недель.
Данная серия тестов на порядок строже норм, которые установлены Швейцарским бюро по контролю хронометров (COSC). Если Швейцарский институт хронометрии тестирует механизмы, не установленные в корпус и не усложненные дополнительными функциями, то серия тестов Jaeger-LeCoultre (1000-Hours) предполагает испытания готовых часов в условиях максимально приближенных к условиям реальной эксплуатации. Сертификация 1000-Hours установила новые нормы качества часовой продукции.
При создании модели Master Control специалисты бренда опирались на более чем вековой опыт, работы по изучению высокочастотных механизмов, выпущенных в 1970 году, а также на последние достижения в области системы автоматического подзавода (роторной системы, 1959 год). Линия Master Control сегодня – это квинтэссенция классических швейцарских часов, представленная моделями с вечным календарем, турбийоном и минутным репетиром.
21 век или творчество без границ
Первые годы нового тысячелетия прошли под знаком ярких изобретений и остались в истории бренда, как один из самых плодотворных периодов: в это время создано более 75 новых калибров с различными усложнениями, в числе которых турбийоны, минутные репетиры, хронографы, вечные календари, модели с 15-дневным запасом хода, первые механизмы, не требующие смазки и т.п. Вместе с тем в области создания механизмов и разработки корпусов зарегистрировано более 80 патентов.
О каких бы моделях бренда ни шла бы речь, будь то высокое ювелирное искусство либо модели Atmos, AMVOX, Master Compressor Diving, Reverso Squadra или Duomètre – Jaeger-LeCoultre неизменно подчеркивает тот факт, что компания давно и по праву считается эталоном в производстве часов класса люкс. 21 век знаменует начало нового этапа в истории компании, отмеченного созданием первых наручных часов с так называемыми большими усложнениями. То есть в это время выпускаются модели, оснащенные как минимум тремя традиционными дополнительными функциями: вечным календарём, хронографом и минутным репетиром, такие как Gyrotourbillon 1 (2004), Reverso grande complication à triptyque (2006), Reverso Gyrotourbillon 2 (2008).
В 2004 году часовщики мануфактуры создают Gyrotourbillon I – сверхсложные часы, оснащенные сферическим турбийоном, который вращался по двум осям. В функциональном наборе модели присутствовал также вечный календарь с двойной ретроградной индикацией и уравнением времени. В довершение всего часы располагали 8-дневным запасом хода. При этом сборка и настройка этого шедевра часовой инженерии производилась одним и тем же человеком. Установленный внутрь часов калибр Jaeger-LeCoultre 177 насчитывает 679 деталей. Те из них, что приходятся на конструкцию турбийона (около 100) весят не больше трети грамма.
Еще одна любопытная модель – часы Reverso Grande Complication à Triptyque, оборудованные сразу тремя циферблатами, за точность показаний которых отвечает один механизм.
На лицевой стороне модели расположены часовые индикации, ритм которым задает изометрический эллипсоидный турбийон. На обороте представлены зодиакальный календарь и уравнение времени. Третий циферблат расположен внутри самого корпуса и снабжен мгновенным вечным календарем, смена даты на котором озвучивается каждую полночь специальным звуковым сигналом.
Модель Reverso Gyrotourbillon 2 представляет собой модификацию знаменитых часов с переворачивающимся корпусом, усложненную двухосным сферическим турбийоном, замысловатыми вращениями которого управляет цилиндрическая спираль. Использование данной спирали позволило уменьшить погрешность хода до долей секунд в сутки.
К 175 дню рождения компании мастера Jaeger-LeCoultre отдали должное первопроходническому духу основателей бренда, создав 4 лимитированные серии часов. Каждая модель была представлена в корпусе из розового золота и снабжена легендарными усложнениями из истории марки: минутным репетиром (Master Minute Repeater), вечным календарем (Master Eight Days Perpetual SQ), турбийоном (Master Grand Tourbillon) или ультратонким калибром (Master Ultra Thin).
В январе 2013 года, специально к своему 180-летию, Jaeger-LeCoultre представила часовую коллекцию под названием Jubilée. 4 уникальные модели юбилейной линейки Master Grande Tradition Tourbillon Cylindrique QP Jubilee, Master Ultrathin Jubilee, Master Grande Tradition Gyrotourbillon 3 Jubilee и Rendez-vous Celestial оставили ярчайший след в истории швейцарского часового бренда.
Jaeger-LeCoultre – La Grande Maison сегодня
На протяжении 180 лет, год за годом, по мере того как специалисты Jaeger-LeCoultre накапливали бесценный опыт, мануфактура постепенно обрастала новыми зданиями. Появившиеся как продолжение первой мастерской Антуана ЛеКультра, они символизируют непрерывный научно-технический прогресс «Большого дома». Мануфактура Jaeger-LeCoultre сегодня – это сложный архитектурный комплекс, настоящий храм часового искусства и обширное поле для творчества.
Мануфактура Jaeger-LeCoultre объединяет под одной крышей 40 часовых специальностей и 20 передовых технологий производства. Более 1300 сотрудников образуют единую сплочённую команду, которая неустанно трудится над разработкой и созданием новых, более совершенных часов и механизмов, воплощая в реальность самые смелые идеи.
На сегодняшний день Jaeger-LeCoultre предлагает ценителям высокого часового искусства одну из богатейших коллекций, в которой собраны модели на любой вкус, от самых маленьких механических часов в мире до грандиозных «хранителей времени»
с целым набором усложнений, от «вечных» Atmos до неповторимых ювелирных моделей. Каждое творение мастеров компании – это потрясающий симбиоз уникального дизайна и виртуозной техники исполнения.
С 1 июля 2012 года компанию Jaeger-LeCoultre возглавляет Даниэль Риедо (Daniel Riedo). Проработав более 12 лет в компании Rolex, Риедо присоединился к команде Jaeger-LeCoultre в январе 2011 года, став одним из главных идейных вдохновителей мастеров «Большого дома».